АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 5834
Настроение: Восточноевропейское!
Зарегистрирован: 03.10.07
Откуда: РОССИЯ, МОСКВА
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.09.15 01:46. Заголовок: статья...



здесь можно читать книгу В.Л. Дурова ."Дрессировка животных.


а цитатой поставлена статья...
Этой статьи на форуме нет .... теперь есть


 цитата:
В.Л. Дуров "Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии"


Имя Владимира Леонидовича Дурова известно всем любителям животных, как имя гениального дрессировщика и талантливого зоопсихолога. Однако его легендарные методы формирования поведения животных знакомы небольшому кругу специалистов, а в доступной литературе излагаются так упрощенно, что теряют свой смысл. Часто при этом в них вкладывают совершенно иное содержание, отражающее не гениальность Дурова, а подготовленность автора как зоопсихолога к восприятию его метода и способов. Например, в сборнике "Служебное собаководство" (Сост. В.Н. Зубко, М., ДОСААФ, 1987) можно прочитать следующее: "Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется дачей собаке лакомства. Например, команда "Ко мне" сопровождается показом собаке лакомства, а когда собака подойдет, дрессировщик отдает его. Вкусопоощрительный метод используется для выработки у собак общедисциплинарных и специальных навыков. Условные рефлексы на основе пищевого подкрепления вырабатываются относительно быстро и удерживаются хорошо. Кроме того, собака активно работает, укрепляется ее привязанность к дрессировщику. Однако не все навыки можно выработать этим методом, поэтому вкусопоощрительный метод чаще применяется в сочетании с механическим". В более расширенном переиздании этого же руководства с претенциозным названием "Все о собаке" (М., Эра, 1992) этот метод описывается еще более лаконично: “При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда “Ко мне” сопровождается показом лакомства и дачей его, когда животное подойдет.”

В книге “Дрессировка служебных собак” (Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин. Алма-Ата, Кайнар, 1987) метод В.Л. Дурова заслужил большее количество строчек: “Вкусопоощрительный метод предусматривает применение для выработки условных рефлексов пищевых раздражителей. Возник он в процессе приучения и одомашнивания диких животных. Впервые был применен известным русским артистом и дрессировщиком В. Л. Дуровым. Его метод нашел широкое применение не только в цирковом искусстве, но и в любительской практике дрессировки служебных собак, особенно мино-розыскных, а также для поиска наркотиков и контрабандных товаров.

Подготовленные этим методом собаки обладают высокой активностью поисковых реакций. Сущность метода состоит в том, что пищевым раздражителем (лакомством) собаку заставляют выполнять нужные действия, а затем ее поощряют за правильную ответную реакцию. Вкусопоощрительный метод дрессировки дает хорошие результаты при дрессировке собак с преобладающей пищевой реакцией, но может успешно применяться и для собак с другими реакциями поведения. Наиболее зффективен этот метод, когда собаки находятся в полуголодном состоянии или их дрессируют через 3 - 4 часа после кормления. Положительные качества вкусопоощрительного метода состоят в том, что условные рефлексы на пищевые подкрепления образуются легко и быстро, хорошо сохраняются. С помощью этого метода быстро устанавливается и долго сохраняется контакт дрессировщика с собакой, что имеет важное значение в дрессировке и применении собак на службе. Пищевые раздражители поддерживают и сохраняют активность собаки во время дрессировки и даже в конце занятий, когда собака утомлена.

Недостатком вкусопоощрительного метода является то, что не все условные рефлексы и тем более сложные навыки можно выработать с помощью пищи. Например, навыки задержания, окарауливания нельзя выработать этим методом. В состоянии сытости у собаки условные рефлексы образуются медленно или совсем не образуются. Навыки, выработанные с помощью пищи, не достигают полной безотказности. В сложных условиях и при отвлекающих раздражителях такие навыки не проявляются или проявляются недостаточно четко. Прекращение дачи лакомства и переход на условное поощрение заметно ослабляет контакт дрессировщика с собакой, снижает ее активность и четкость действий. “

Таким образом, сложный и эффективный метод дрессировки, основанный на совершенно иной форме научения, тем не менее сводится к выработке классического условного рефлекса на основе одной лишь пищевой потребности и упрощается до одного из своих способов - наведения.

Основной труд В.Л. Дурова "Дрессировка животных. Психологические наблюдения над животными, дрессированными по моему методу (40-летний опыт). Новое в зоопсихологии", был издан в 1924 году и в дальнейшем не переиздавался. Поэтому, с одной стороны, новые авторы пишущие о дрессировке, цитировали не первоисточник, а тех кто цитировал и то новое, что внес В.Л. Дуров в процесс формирования поведения животных постепенно обезличивалось, часто переоткрывалось заново другими и приписывалось им. Например, открытая В.Л. Дуровым форма научения животных, условия, характеризующие ее, а также метод дрессировки основанный на ней, стали связывать со школой американского ученого Б. Скиннера. В то время как Б. Скиннер родился в 1904 году, в 1926 году окончил Гамильтон-колледж и приступил к изучению поведения животных в 1930 году. Его первая книга "Поведение организмов", в которой он выступил с концепцией "оперантного научения", появилась в 1938 году.

В том, что работы В.Л. Дурова не стали известны за рубежом, вероятно, свою печальную роль сыграли и "железный занавес" и экономическое состояние России. Так если Практическая Лаборатория по Зоопсихологии хотя и была создана в Уголке Дурова в 1919 году, с целью теоретического обоснования и научного анализа богатейшего фактического материала, накопленного В.Л. Дуровым, но ее научные труды появились лишь в 1928 году и больше не издавались, так как не было денег на их издание. С другой стороны, не следует игнорировать и влияние, которое оказывало господствующая тогда классическая условнорефлекторная теория И.П. Павлова, признаваемая государством единственно правильной и верной, в отличие от других - лженаучных и не марксистских. И хотя сотрудник Лаборатории, профессор физиологии А.В. Леонтович писал, что "не смотря на все желание держаться строго условнорефлекторного подхода к "зоопсихике" здесь же вся сложность конкретной обстановки заставляет отходить от нее...", однако анализ полученных результатов проводился с позиции классических условных рефлексов, что мешало оценить необычность наблюдаемых явлений.

Получалось так, что из метода исключалось все неукладывающееся в рамки Павловской теории. Так даже А.В. Дурова-Садовская, наследница и последовательница, в 1965 году описывая метод В.Л. Дурова ограничивается следующими принципами: 1) приручение животного; 2) установление контакта; 3) взаимного понимания; 4) выработка условного рефлекса путем наталкивания животного на нужное действие и подлавливание нужного действия при одновременной подаче сигнала и вкусопоощрения. Тогда как В.Л. Дуров дает (цитируется по Трудам практической лаборатории по зоопсихологии Главнауки Наркомпроса, Выпуск 1, под ред. проф. А.В. Леонтовича, М., 1928) "следующие основные правила тех ступеней и воздействий, которые необходимы при дрессировке:

1) одомашнивание (доместикация) животного;

2) его подчинение дрессировщику - "обезволивание";

3) пользование его эмоциями для удачи в получении условных рефлексов ("эмоциональных рефлексов" В.Л. Дурова);

4) пользование приемами гипноза-внушения при выполнении определенных заданий экспериментатора для выработки желаемых навыков у животного;

5) широкое, почти постоянное пользование прикормкой - "вкусопоощрением", как для закрепления намеченных дрессировщиком, для выучки, движений животного, искомых, условных рефлексов, так и для закрепления для своей цели естественных или случайных движений животного, кажущихся дрессировщику желательными по той или другой поставленной задаче, равно как пользование прикормкой как тормозом для какого-либо желаемого укорочения или полного торможения или растормаживания того или другого случайного или естественного условного рефлекса при получении каких-либо необычных для животного реакций...;

6) для лучшей удачи дела дрессировки использование преимущественно тех движений, которыми животные пользуются по своей природе. Впрочем, не исключаются и такие случаи, при которых животное выучивается чему-нибудь, для него совершенно необычному;

7) дрессировку рекомендуется вести не при помощи болевых и устрашающих воздействий, а исключительно приятных для животного - прикорма, ласки и т.д... Это, впрочем и понятно, так как "полицейские" воздействия приводят в действие тормозные и оборонительные процессы, мешающие выработке того, что нужно".

На самом деле используемые В.Л. Дуровым принципы не нужны для выработки условнорефлекторных реакций по И.П. Павлову. Выработка классических условных рефлексов заключается в том, что через определенный интервал времени после предъявления условного стимула (раздражителя, сигнала), на животное воздействуют каким-либо безусловным раздражителем (пища, вода, боль, прикосновение и так далее). При этом характер и наличие реакции животного не имеют принципиального значения, безусловный раздражитель воздействует независимо от того, будет реакция или ее не будет. Активное поведение в этом случае сводится к минимуму, а вырабатываемая условная реакция частично или полностью воспроизводит реакцию на безусловный раздражитель (безусловную реакцию), например, выделение слюны, глотательные движения, отдергивание лапы, почесывание и тому подобное.

Но В.Л. Дуров в своей работе использовал реакции, основанные на активной целенаправленной деятельности животных. Такие реакции в 1936 году Ю.М. Конорски (кстати, ученик И.П. Павлова), отличая их от классических условных рефлексов, назвал условными рефлексами второго типа, или инструментальными условными рефлексами, обеспечивающими, по мнению Б. Скиннера, оперантное поведение. Однако и некоторые русские ученые обращали внимание на оригинальность реакций такого типа. Так А.Г. Иванов-Смоленский в 1928 году назвал такие реакции условно-условными, а Г. Зеленый называл двигательные рефлексы гетеродинамическими ли гетероэффекторными, то есть реакциями, у которых эффект иной, чем тот, который вызывается безусловными раздражителями.

По современным представлениям (М.Е. Иоффе, 1987; Д. Мак-Фарленд, 1988), инструментальная условнорефлекторная реакция характеризуется активным поведением животного, направленным на получение биологически полезного результата, который и является подкреплением двигательной реакции животного. Полезным результатом для животного может быть получение пищи, избавление от боли, получение необходимой или новой информации, словом все то, что помогает жить и выжить.

Выработка инструментальный реакций считается наиболее эффективным способом двигательного обучения и изменения врожденных реакций животных, что всемирно используется как в лабораториях ученых, на эстрадах, так и в повседневной жизни. Оперантная выработка поведения состоит в том, что животное тренируют на выполнение каких-либо действий, за которыми следует подкрепление. Если при классических условных рефлексах связь устанавливается между стимулом и результатом, то при инструментальном научении, она возникает между реакцией и результатом. (различия найденные Конорски!)

Принято считать, что отцом новой формы научения является Э. Торндайк, которые проводил исследования, используя так называемую "клетку Торндайка", куда помещались исследуемые животные. Для того, чтобы выбраться из ящика и удовлетворить потребность в свободе или пище, животные должны были научиться, воздействуя на задвижки и запоры, открыть дверцу. Оказалось, что со временем животные перестают совершать хаотические движения и открывают дверцу сразу, как только их поместят в ящик. Такую форму научения Э. Торндайк назвал в книге "Ум животных", вышедшей в 1898 году, "методом проб, ошибок и случайного успеха". Хотя, по словам Д. Мак-Фарленда, цирковые дрессировщики знали о научении такого типа в течение столетий, но Торндайк первый исследовал его систематически и создал на основе своих наблюдений и опытов достаточно стройную теорию. Однако уже к 90-м годам прошлого столетия и у В.Л. Дурова складывают основные принципы его "гуманной дрессировки", принципы, отражающие особенности специфической двигательной (инструментальной, оперантной) формы научения, явившиеся результатом многолетних наблюдений и опыта практической дрессировки, принципы, опередившие во многом состояние психологии как науки в России того времени, и потому не понятые и не принятые тогда.

И нельзя согласиться с таким утверждением Д. Мак-Фарленда: "В то время, как исследование классических условных рефлексов было начато в России, принципы инструментальных условных рефлексов были открыты и разработаны в США". Становится очевидным, что независимо от Торндайка, изучением оперантного обучения начал заниматься в России цирковой дрессировщик В.Л. Дуров, результатом которого явились принципы его метода формирования поведения.



С уважением,
Галина Васильевна Аверкина.

Сайт БОМОН РОСС АТАМАН
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет